Авто новости
Популяризация краткосрочных страховых договоров и переход на цифровой формат: что ждет рынок страхования в ближайшем будущем?
Эксперты обсудили тенденции и задачи страхового рынка на пресс-конференции в рамках «Финополиса»
Нововведения на страховом рынке приводят к тому, что популярным становится не только страхование жизни, но и другие продукты – такой вывод прозвучал на пресс-конференции, прошедшей 9 октября 2025 года в Сочи в рамках финансового форума «Финополис». Эксперты, в числе которых были президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, директор по защите активов РСА Сергей Ефремов и генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин, поделились своими взглядами цифровизацию в сфере страхования и работу страховых агрегаторов, а также обозначили задачи развития рынка в ближайшей перспективе.
Выступая на пресс-конференции, Евгений Уфимцев отметил, что основная обязанность страховщика – это правильно предложить клиенту продукт, и сообщил, что одной из стратегических задач сейчас является разработка и популяризация краткосрочных договоров по всем видам страхования. «Количество коротких полисов, которое сейчас приходится на одного человека в Российской Федерации, крайне мало. Это связано с тем, что у нас в основном годовые договоры – кредитные, ипотечные и так далее, то есть такой срок по требованию договора. А есть примеры стран, тот же Китай, где на одного человека приходится по 70-80 коротких договоров, очень много их покупается под конкретное действие», – сообщил глава РСА.
Эта задача, как позднее добавил Уфимцев, связана с тем, что популярность краткосрочных договоров страхования оказалась ниже ожидаемого: «Когда только ввели короткие полисы по ОСАГО, мы думали, что произойдет прямо-таки взрывной рост и других видов коротких полисов тоже. Но практика показала, что даже короткие ОСАГО запускались очень долго, первые 5-6 месяцев только шло притирание информационных систем, согласование условий, порядка и прочего. Для стандартизированного сегмента ОСАГО это и то был длительный процесс».
При этом сфера ОСАГО остается одной из наиболее успешных на страховом рынке. По словам Евгения Уфимцева, средняя премия по годовым полисам обязательной «автогражданки» за 8 месяцев 2025 года составила 7 266 рублей, что на 5,1% ниже, чем за тот же период в 2024 году. При этом средняя выплата по годовым полисам ОСАГО показала рост на 15,3% за аналогичный период и достигла 112 981 рублей. По итогам первых 8 месяцев 2024 года средняя выплата по годовым полисам ОСАГО составляла 97 982 руб.
Статистику из сегмента ОСАГО привел в своем выступлении и глава НСИС Николай Галушин. «У нас в день заключается около 120 – 140 тысяч договоров ОСАГО, и 99% из них оформлено в электронной форме. Бумажных полисов меньше 0,5%», – сообщил Галушин, обозначив, таким образом, важную роль цифровизации на страховом рынке. Он добавил, что переход на преимущественно электронный формат взаимодействия между страховщиком и клиентом было «абсолютно правильной мерой, которая ориентирована на то, чтобы уменьшить затраты на расходные материалы для страховщиков и, соответственно, снизить стоимость услуг для клиента».
Еще одной темой, озвученной в рамках пресс-конференции, стало функционирование агрегаторов такси, а конкретно – их роль в заключении договора страхования. Отвечая на вопрос представителей СМИ о том, несет ли агрегатор ответственность в случае продажи услуги клиенту через мобильное приложение, Уфимцев подчеркнул, что «при выполнении данной работы ответственность за то, что такси соответствует лицензионным требованиям, действительно лежит на агрегаторе». Глава РСА добавил, что соответствие лицензии определяется в первую очередь наличием полиса ОСГОП.
Авто новости
Эксперты рассказали о рисках и преимуществах технологий в страховании
В рамках FINOPOLIS 2025 Всероссийский союз страховщиков (ВСС) инициировал дискуссию "Назад в страховое будущее: технологии меняются, а риски остаются". Представители ВСС обсудили развитие новых технологий с представителями страхового рынка, регулятора, руководителями страховых компаний. Модератором на сессии выступил специальный гость — российский телеведущий, шоумен, продюсер и актёр Андрей Малахов.
«Технологии меняются с такой скоростью, что не понимаешь, что произойдет с привычным страхованием, как его изменит искусственный интеллект. Некоторые считают, что в этом будущее. Некоторые видят в ИИ угрозу», — задал тему дискуссии Андрей Малахов.
Полисы — «не пустые», страховщики — заботливые
Евгений Уфимцев, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), рассказал, что рынку необходимо менять подход к услуге.
«Около 20 российских страховых компаний, в том числе региональных, начали апробировать новый стандарт составления полисов, который не позволит делать их "пустыми" за счёт исключений и других обходных приемов. Должно быть минимум исключений (в условиях страхования) для выплат», — пояснил Евгений Уфимцев и добавил, что новый стандарт начали внедрять только этой осенью. Он также подчеркнул, что, по его мнению, практику человекоориентированных стандартов нужно вводить по всей стране, а одним из шагов на пути к этому может стать внедрение технологий искусственного интеллекта. Он позволит сократить издержки на посредников и сформировать продукты более персонализированно для каждого клиента.
Владимир Скворцов, генеральный директор компании «АльфаСтрахование», отметил, что не согласен с бытующим мнением, будто цифровизация и технологизация приводят к тому, что сервисы становятся формальными, стандартизированными и бездушными.
«Некоторые мировые исследования подтверждают тезис, что люди, которые окружены цифрой, сегодня ещё больше хотят человеческого отношения, заботы о себе. И мне кажется, что эта составляющая очень важна. Возможно, я немного упрощаю, но страховые компании раньше стремились к тому, чтобы корректно посчитать сумму ущерба и более-менее быстро заплатить», — рассказал Владимир Скворцов и добавил, что в нынешних реалиях клиенту нужны уже любовь и заботливое отношение, поэтому страховщики должны стремиться к тому, чтобы не просто правильно провести бухгалтерию, но и к тому, чтобы оказать клиенту помощь: быстро и качественно отремонтировать машину, направить к хорошему врачу или помочь с ремонтом застрахованной квартиры. А это всё невозможно сделать для миллионов клиентов без использования технологий. Всё должно быть интегрировано бесшовно, чтобы клиент не чувствовал, что «здесь заканчивается страховая и начинается другой провайдер», заключил Владимир Скворцов.
On-demand страхование — страхование по требованию
Спикеры продолжили тему комфорта потребителей страховых услуг и обсудили страхование по требованию.
Руслан Вестеровский, старший вице-президент «Сбербанка» отметил, что on-demand — глобальное направление, и в перспективе эксперты озвучивают, что через несколько лет цифры этого направления достигнут 11 млрд долларов.
«Думаю, что страховая индустрия, не только мировая, но и в России, будет двигаться в этом направлении. Мы тоже об этом думаем. Сейчас уже по многим продуктам можно подключать оплату не раз в год, а ежеквартально или ежемесячно. Это тоже один из трендов», — рассказал Руслан Вестеровский.
При этом Николай Галушин, генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС), заявил о необходимости защищать персональные данные.
«Это сверхчувствительная информация, которая может сработать против человека. Да, она хороша с точки зрения оценки риска в случае с конкретным человеком, например, с точки зрения его склонности к мошенничеству или к возможному наличию каких-либо профессиональных заболеваний. Но здесь должен быть компромисс. Ну а с точки зрения информационной системы для нас самым острым вопросом является (и это одна из основных статей наших расходов) информационная безопасность», — подчеркнул Николай Галушин.
Скорость приобретения полиса выходит на первый план?
Илья Соломатин, заместитель генерального директора «Ингосстрах», выразил мнение, что потребность клиента в страховании с каждым годом всё более идентифицируется.
«Потребителю хочется получить услугу и урегулирование как можно быстрее, при этом проходя как можно меньше формальностей, через которые мы обязаны проходить, так как отрасль хорошо регулируется. Но, мне кажется, надо совершенствовать и этот подход, потому что даже если мы будем находить технологические решения, мы обязаны соблюдать некоторые требования, формальности, по которым лицензируемся. Однако, я думаю, в ближайшей перспективе — года два-три — мы научимся и в более сложных видах страхования делать урегулирование максимально быстрым. Но, опять же, если у нас мало данных о клиенте, нам сложнее организовать скорость этого процесса. Поэтому я поддерживаю тех, кто говорит, что данные нам нужны, причем чем больше, тем лучше», — сказал Илья Соломатин.
ИИ и человек: шаг в ногу или противостояние?
Юлия Гадлиба, генеральный директор группы «Ренессанс Страхование», в дискуссии с Андреем Малаховым о том, существует ли вероятность того, что ИИ полностью заменит людей в сфере страхования, ответила, что будет реализован комбинированный вариант.
«Потому что для каждого клиента есть более удобный для него способ взаимодействия — и он будет выбирать. Есть разные виды страхования, и где-то человека могут заменить технологии, а где-то нет. Кроме того, люди будут получать более интеллектуальные задачи, есть вещи, где нужны интеллект, эмпатия и креатив. И там будет работать человек», — подытожила Юлия Гадлиба.
Александр Крайник, генеральный директор финансового маркетплейса «Сравни», прокомментировал потребности ИИ в вычислительных ресурсах.
«Мы используем в своей работе искусственный интеллект. В частности, это работа с обращениями граждан, которых большое количество. И как с любым направлением, которое мы развиваем в компании, стоит вопрос: а что мы будем делать с нашими языковыми моделями, со сферой применения искусственного интеллекта дальше? В каких-то сферах искусственный интеллект будет обходиться дороже, чем нанятые сотрудники», — отметил Александр Крайник, пояснив, что содержание и обновление оборудования стоит немалых денег. Он также добавил: необходимо задумываться о том, что искусственный интеллект (от которого никто из нас уже не уйдет ни в быту, ни в производстве) всегда должен иметь какие-то рамки и ограничения, в том числе проверку человеком того, что сгенерировал ИИ.
Авто новости
Инфографика: регионы-лидеры по количеству проданных е-ОСАГО
Разбираемся, где в России предпочитают оформлять ОСАГО в электронном виде
Популярность электронных полисов ОСАГО в России продолжает расти. Об этом свидетельствует статистика Российского Союза Автостраховщиков (РСА): с января по июль 2025 года было оформлено 19,9 млн договоров е-ОСАГО, что на 21,4% больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Доля проданных электронных полисов ОСАГО составила 70% от всех заключенных договоров обязательной «автогражданки».
Лидерами рейтинга регионов по количеству проданных е-ОСАГО стали Москва (2,1 млн заключенных в электронном виде договоров и 10,7% от общего числа по стране), Московская область (1,3 млн, 6,5%) и Краснодарский край (924 тыс., 4,6%). В список также вошли Санкт-Петербург (838 тыс., 4,2%), Свердловская область (622 тыс., 3,1%) и Челябинская область (561 тыс., 2,8%).
Президент РСА Евгений Уфимцев уверен, что своей популярностью электронные полисы ОСАГО обязаны нескольким факторам. «Рост продаж таких полисов от начала года к июлю составил 44,8%. Увеличение продаж полисов электронного ОСАГО напрямую связано с удобством их приобретения. Покупая полис онлайн, автовладельцы экономят время и усилия, избегая необходимости посещать офисы страховых компаний, и используют простые и удобные цифровые инструменты — мобильные приложения и веб-сайты страховщиков, которые страховщики сейчас активно развивают, внедряя новые цифровые технологии и делая процесс взаимодействия клиента и страховщика более быстрым, понятным и комфортным», – прокомментировал ситуацию Уфимцев.
Мнение главы РСА разделяют и сами автовладельцы. Так, согласно результатам опроса, проведенного исследовательским центром РОМИР в ноябре-декабре 2024 года, среди преимуществ оформления ОСАГО в электронном виде большинство (71%) автомобилистов отметили скорость, а 25% – простоту дистанционного оформления по сравнению с офисом страховой компании.
Авто новости
ДТП в Новосибирске. Пострадали туристы
Как передает интернет-ресурс ntknews.ru, из официальных источников стало известно, что на территории Новосибирска в дорожно-транспортное происшествие попал автобус, в котором находились иностранные туристы (16 человек). Данный инцидент произошел 8-го апреля. Двоих человек, находившихся в салоне, госпитализировали.
Было отмечено, что сообщение о вышеуказанном дорожно-транспортном происшествии поступило примерно в 20.30 по местному времени. Автомобиль «Газель» на въезде в город, выполнял поворот, но не справился с управлением и срезался в туристический автобус. Информация по этому поводу была предоставлена работника новостного издания «Кубань 24», ссылаясь на сообщение от пресс-службы ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю.
-
Авторское3 года назад
Пропавшего в Самарканде ребенка нашли спустя год
-
Авторское3 года назад
В Кашкадарье задержан человек, который угрожал девушке и требовал 5 тысяч долларов
-
Авторское3 года назад
В Фергане в результате драки между двумя соседями погиб один из них
-
Авторское3 года назад
В ташкентском метро опровергли сообщения о том, что мужчины и женщины стоят в отдельной очереди
-
Авторское2 года назад
Турция обеспокоена выполнением зерновой сделки
-
Авторское3 года назад
В Ташкенте судью поймали на получении взятки в размере 4000 долларов
-
Авторское3 года назад
В Узбекистане ожидается потепление до +24 градусов
-
Авторское2 года назад
Экологи Канады бьют тревогу


